hamzevich (hamzevich) wrote,
hamzevich
hamzevich

Православие, Самодержавие, Народность V - точка зрения старого циника

     И, наконец, самое интересное, подпункт 3 п.1 ст.165 Жилищного кодекса гласит, что власти содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
Вот, не могу «клеветать на советскую действительность», как говорили в моей юности, уровень моей квалификации власть действительно повысила весьма существенно. Уроки мне преподавали такие маститые учителя, как Экологическая полиция; Роспотребнадзор; прокуратура; Государственная Жилищная Инспекция; отдел экономической безопасности УВД; отдел по вопросам общественной безопасности Администрации. Есть в списке преподавательского состава еще и другие учителя-надзиратели, до изучения их наук я еще просто не дошел ( JБог миловал!).
     Казалось бы, какое дело могучему государству до деталей работы дворника в провинциальном захолустном дворике, или о договоренности собственников комнат в коммунальной квартире относительно совместной оплаты света в общем коридоре?
    Я, по наивности своей, думал – никакого. Единственный интерес власти должен быть – обеспечение законных прав жильцов на домашний отдых после трудового дня (принесшего доход государству через налогообложение предприятий и работников). Инструмент обеспечения прав – суд, разрешающий спорные вопросы.
    Однако, это не соответствует нашему менталитету. Народ российский, как дети малые, хочет постоянно ощущать отеческую заботу о себе во всем и везде, не забивая себе голову думами о своих правах, обязанностях и ответственности. Для такой заботы созданы десятки ведомств, долженствующие надзирать и регулировать жизнь моих сограждан от зачатия и до смерти (вру: и после смерти государство не оставляет нас своей заботой, регламентируя оформление захоронения).
     Ведомствам, загруженным, помимо отеческой заботы о народонаселении, еще и реальными делами, это соплевытирание давно надоело. Полиция, например, просто отфутболивает граждан, жалующихся на оскорбления, клевету и мордобой – нате вам Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и идите со своими разборками в суд, призывайте обидчика к ответу в порядке «частного обвинения».
     Иные надзорные ведомства, видимо со скуки зеленой, с удовольствием хватаются за жалобы народа и, даже не найдя ущемления прав конкретного жалобщика, что-нибудь да находят в нашем бездонном законодательстве, тянущее на штраф: ну не зря же инспектор тратил свое время, да и отчет вышестоящему начальству так лучше выглядит.
     Так и учили меня инспектора различных ведомств, какой высоты должна быть травка на газоне (стрижка от 10 до 15 см.); какой длинны висеть сосулькам на доме; как соскабливать чьи-то объявления со стен. И даже толщину снега на десятиметровой высоте крыши зоркий глаз инспектора со двора  без труда определял с точностью до сантиметра (как будто за ремонт продавленной снегом кровли придется платить из своего кармана инспектору, а не мне – собственнику крыши дома).
    «Учебный процесс» документируется – какая ж работа у чиновника, если не составлена бумага. Уж не помню, сколько на меня составлено протоколов (не «договариваюсь» принципиально), но штук семь-восемь из них были с «оценкой» в виде штрафа.

     Штрафы это, вообще, отдельная песня. Штрафы бывают трех видов – на «юридическое лицо»; на «физическое лицо»; на «должностное лицо». Меня наказывали во всех трёх ипостасях, ибо объединившись в Товарищество, собственник оказывается един в трёх лицах J Штрафы на «юридическое лицо» я застал  еще в то время, когда величина штрафа была сопоставима с месячным бюджетом Товарищества. Теперь нижняя планка этого штрафа превышает полугодовой бюджет нашего «юридического лица» и давно нам не рисовался: не хотят обремененные ответственностью господа прославиться, как лицо, принявшее решение о банкротстве ТСЖ.
     Все штрафы были оспорены в предусмотренном законом порядке, и ни один не был оплачен (это, полагаю, говорит кое, что о степени «общественной опасности» запротоколированных ужасных деяний). Процесс оспаривания весьма забавен и вполне наглядно демонстрирует работу «ветвей» нашей власти. Расскажу о последнем штрафе – «Дело о прошлогоднем снеге».
     31 марта прошлого года «Главный специалист по вопросам общественной безопасности» (т.е. самый маленький чиновник самого низкого уровня исполнительной власти) объезжает район, делая фотосессию сугробам во дворах и на улицах, затем приглашает владельцев сугробов в Администрацию района «для полного и всестороннего выяснения дела». Поскольку я проявил непонятливость и неготовность к «конструктивной» беседе, инспектор покопался в продукте жизнедеятельности нашей законодательной «власти», извлек оттуда подходящие случаю словосочетания и внес в протокол.
     Далее – Административная комиссия не услышала ожидаемого раскаяния в содеянном, ибо я утверждал, что сугроб формируется в этом месте двора  дворником каждую зиму уже 60 лет  в полном соответствии с законом, и решила приговорить меня к наказанию. А, поскольку я имел наглость крамольно заявить, что сугроб пребудет в этом месте еще 60 лет, ибо бабки пенсионерки забьют своими клюками любого управдома, посмевшего потратить их кровные денежки на вывоз снега со двора и сдачу его на снегоплавильный пункт, наказать меня решили строже, и назначили штраф выше нижнего предела (не 15000, а 16000 рублей).
     Далее, как всегда, последовали суды в трех инстанциях. И, как всегда, наша судебная «власть» подтвердила право чиновника исполнительной власти интерпретировать творение «власти» законодательной,  таким образом, чтоб отнять у управдома его трехмесячную зарплату, ибо наши намеренно расплывчатые законы  «что дышло – куда повернул, туда и вышло».
     Что произошло дальше, я не знаю, могу только предполагать, но решение суда, вступившее в законную силу 10 августа 2016г., до сих пор не предъявлено к исполнению.
     На мой взгляд, низший чиновник власти исполнительной проявил полное презрение к «власти» законодательной, поимев закон, как ему заблагорассудилось. А затем, точно такое же презрение, но уже к «власти» судебной, проявил начальник этого чиновника, отправив под сукно решения судов, дабы «погасить волну». Кому не лень, полистайте приложенный скан.[Spoiler (click to open)]





























     Чиновник тем и отличается от частника, что отвечает не перед содержимым своего кармана, а перед своим начальником. Частник, совершив ошибку, теряет доход, не сделав нужных выводов и совершив несколько ошибок, частник разоряется, освобождая место на рынке для других частников. Чиновник избавлен от такой участи, ибо критерии оценки его деятельности начальством совсем иные.
     Даже совершенно не коррумпированный чиновник, скрупулезно соблюдающий букву закона, зачастую производит неверные решения и не способен исправить свои ошибки. Наглядный пример я вижу каждый день, выходя во двор.
     На плане БТИ, составленном в ушедшем веке, прорисованы границы двора, относящиеся к нашему дому с учетом рельефа местности. Вопросы собственности и налогообложения тогда никого не заботили, граница двора означала уборочную территорию, закрепленную за дворником.
     В веке нынешнем произвели межевание городской территории.  Чиновник, утверждавший границы раздела, видел картину на плане, а не на местности, не обратил внимания на наличие крутого склона холма, и теперь часть моего двора, игнорируя рельеф, прирезана к соседнему дому, а третья полоска (зеленая) отошла муниципальной школе. Естественно, ни школе, ни Управляющей компании, обслуживающей соседний дом, дополнительные уборочные территории на фиг не нужны, поэтому участок спокойно захламляется уже несколько лет.
[Spoiler (click to open)][Spoiler (click to open)]
     Я бы, конечно, мог организовать приведение в порядок всего двора: не всем нашим жильцам нравится лицезреть кучи мусора. Но для этого нужно решение Администрации «об исправлении кадастровой ошибки», и не одной, а двух. И, что бы его подготовить, я должен заказать новые проекты межевания трех участков, затратив на это два-три месячных бюджета Товарищества.
     Любопытно было бы провести, как положено по закону, собрание и запросить у народа финансирование изготовления этих бумажек, но я – не самоубийца.
     Так что пусть и дальше растут горы хлама. Когда-нибудь, кого-нибудь жареный петух в задницу клюнет, пригонят бульдозер, экскаватор и самосвал, да вывезут все разом, но не за мой счет.
     Кстати, прошедшим летом зоркое око инспектора узрело на обслуживаемом дворником ТСЖ участке «строительный мусор» - следы производящегося ремонта подвальных окон и приямков (см. скан).[Spoiler (click to open)]


 И меня почему-то совершенно не удивляет, что в сторону годами захламляемых участков Управляющей компании и Муниципальной организации инспектор даже не посмотрел.

     Забавно сравнить трудозатраты инспекторов и инспектируемых. Появление цифровых фотоаппаратов революционизировало их тяжкий труд – можно фиксировать «нарушения», не выходя из машины. В кабинете фото распечатать и подшить к бланку протокола. Не особо задумываясь, внести в готовый бланк пару десятков слов и отправить свой «труд» по инстанции. Все, дальше государственный механизм вращается автоматически.
     А вот мои затраты в последнем деле «о прошлогоднем снеге»:
1.      Поездка на подписание протокола –  маршрут 16 км. по Яндекс-Карты
2.      Две поездки в Административную комиссию – 19км. (на разбор полетов – раз, и два - забрать постановление: если ждать его по почте, можно упустить срок обжалования, тогда придется еще и восстанавливать срок через суд по почтовым штемпелям)
3.      Две поездки в районный суд по месту нахождения Административной комиссии -21 км. (подать иск – раз; и два – выразить недоумение об долгом отсутствии повестки и узнать что дело отфутболено в суд  другого района, без выдачи определения о том)
4.      Пять  поездок в суд моего района – 17км. (первая – в поисках дела; вторая, третья – заседания; четвертая – забрать решение; пятая – подать апелляцию)
5.      Три поездки в вышестоящий суд – 22км. (заседание по разбору апелляционной жалобы; подача надзорной жалобы; подача повторной надзорной жалобы с исправлением)
6.      Плюс затраты на собственно составление жалоб.
7.      Плюс походы на почту за заказной корреспонденцией, плюс несостоявшиеся в этом деле, но бывшие в прошлых, многократные походы к судебному приставу
Итого – огого! Если б я не ездил каждый день на свою основную работу – разорился бы на дорожных расходах. Если б не готовил жалобы сам – разорился бы на адвокатах. Поэтому вполне понимаю и не осуждаю собратьев, предпочитающих «договариваться» на месте. Нормальный человек не будет проходить эти семь кругов ада ради спасения мелкой, сравнительно, суммы. Он «решит вопрос» (разумеется, компенсировав расходы за счет бюджета организации – в данном случае – соседей по дому), а вечером будет, кисло усмехаясь слушать, как государство в телевизоре борется с коррупцией.
     Один случай может быть «эксцессом исполнителя». Два случая могут быть и случайностью. Но восемь … как говорят чукчи «Это тенденция, однако!»
    Помню, были концерты под девизом «Рок против наркотиков». Народ шутил, что  это то же самое, что и «Пчелы против меда». В этот же ряд вполне вписывается и «Государство против коррупции», причем с большим основанием. Рок не порождает наркоманию: наркомания существовала и до появления рока. А коррупция без государства не существует в принципе. Как бы телевизор не убеждал нас, что основные коррупционеры в стране – врачи и преподаватели, но мздоимство в поликлиниках, школах и институтах связано именно с тем, что учреждения эти либо полностью бюджетные, либо участвуют в каких-то программах, финансируемых  государством.  В частных лечебницах и учебных заведениях есть оплата понятных услуг, но нет понуждения к оплате безвыходностью положения или всей государственной мощью.

     Презабавен здесь еще один момент – деятельность государственных надзорных организаций якобы обеспечивает законность в надзираемой области. В понимании нашего народа  законность и справедливость должны быть синонимами. Поэтому народом  деятельность надзорных организаций не просто приветствуется,  народ буквально взывает к представителю небес в кремле: «Больше контроля! Больше посадок!»
     Спрашиваю соседа, подписавшего (пять лет назад)  коллективную жалобу, с просьбой проверить финансовую деятельность ТСЖ: «Тебя-то я чем обидел? В чём конкретно твои претензии?»
- «Да нет, ничем не обидел, нет никаких претензий, просто не стал отказывать инициатору, подумав, пусть проверят, кому положено, на всякий случай, может ты что-то неправильно делаешь».
     Месячный бюджет Товарищества в тот год был около 33 000 рублей, т.е. меньше бюджета большинства семей в доме, т.е. не должен был пугать никого своей грандиозностью и сложностью. Но потратить пол часа в месяц чтоб с калькулятором в руках проверить десяток – полтора документов не хотел НИКТО !
     Мои соседи, видимо, действительно воспринимали государственных чиновников надзорных органов, как своих слуг, для выполнения нежеланной для себя работы. Тащусь я, однако, с менталитета нашего народа! Но, как говориться, другого народа у меня для вас нет, надо работать с этим.

     Жильцы, приватизировавшие квартиры, и учредившие в своем доме Товарищество, тут же оказываются приравнены государством к учредителям коммерческой организации.[Spoiler (click to open)]Товарищество обязано существовать практически по тем же правилам что и ООО и АО. Я «по взрослому» переписываюсь с кучей серьезных организаций, которым нет абсолютно никакого дела до множества точно таких же собственников жилья, как и я, но в трехстах метрах в сторону – в «частном секторе».
     Мне нравится грести снег лопатой и, устав изображать из себя руководящий состав Управляющей компании, я бы через годик другой с удовольствием поработал дворником, убирая собственный двор. Но, с той ничтожной зарплаты, что может платить дворнику наше  ТСЖ, ещё и государство захочет иметь подоходный налог; и фонд социального страхования – в том числе и отчисления на случай беременности J чьей?! блин; а пенсионный фонд, помимо взимания отчислений с зарплаты, перестанет производить инфляционную индексацию моей пенсии; и какие-то еще конторы захотят и свою долю (ежемесячно штук пять платежек подписываю, приготовленных бухгалтером вместе с зарплатной ведомостью). Чудны дела Твои, о Господи!  Или Господь тут не причем?

     М-да,… т.е. что получается? Моё нормальное желание собственника сберечь для внуков свою собственность, по-хозяйски содержать свой двор, встречает несколько странную реакцию государства.
     Меня, заплатившего положенные налоги по месту работы, которая меня кормит; заплатившего с избытком налог за квартиру, в которой я живу (по кадастру переоценена в два раза); заплатившего налог за землю, на которой стоит мой дом, обязывают еще заплатить налоги за то, что я, будучи собственником жилья, веду себя как собственник – не плачу кому-то за управление, а сам забочусь о содержании своей собственности, в свободное от своей основной работы время.
     Собственника жилья обременяют кучей обязанностей, не имеющих никакого отношения ни к содержанию дома, ни, полагаю, к государственным интересам. Девять десятых моего времени, уходящего на решение вопросов ТСЖ, затрачиваются не на организацию содержания и ремонта дома, а на всякую херню, нужную только чиновникам, для оправдания своего существования. Т.е. девять десятых моей зарплаты, выделенной из квартплаты которую платят наши пенсионерки, отправляются псу под хвост, а не на содержание их дома.
     Я продолжаю  первый  капитальный ремонт нашего дома, незавершенный государством, не привлекая ни копейки государственных средств. А государство в это же время пытается «отжать» используемые при ремонте мои (и моих соседей) кровные деньги, на ремонт чужих домов.
     Государство поучает собственника, как содержать и ремонтировать дом. Да кто ж тебе-то, уважаемое Государство, пятьдесят лет мешал содержать и ремонтировать наш дом, что ты довело его почти до полной разрухи? Это ты, уважаемое Государство, завалило ЖКХ страны, ты расписалось в своей несостоятельности, объявив приватизацию, так какого же черта мешаешь теперь людям делать то, что ты само, уважаемое Государство, делать не умеешь?!

     Если государь-ампиратор действительно желает продлить вертикаль своей власти вплоть до сараев в моём дворе, то разве ж я, червь ничтожный, смею возражать. Я верну свою квартиру в государеву казну, расторгнув договор приватизации, и призову соседей последовать моему примеру,  верноподданно вернуть дом в полное распоряжение чиновников, распустив наше ТСЖ. И будем мы в дальнейшем, вполне квалифицированно, помогать государству поддерживать порядок, сигнализируя в надзорные органы о недочетах в работе Управляющей компании, которую нам назначат государевы люди.
     Формальная сторона вполне решаема. Достаточное основание для постановления суда о расторжении договора приватизации есть: неисполнение одной из сторон  условия договора, прописанного в п.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда».
Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Исходя из системного толкования статьи 16 данного документа, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года).

     Законодательство в области ЖКХ довольно обширно, с кучей подзаконных актов. Раздражает практиков, однако, не его объем, а регулярные изменения в нём. Кажется, законодателя просто развлекает сам процесс изменения законов. Причем сопровождается это демагогической ссылкой на защиту «интересов жильцов». Демагогической - это однозначно, ибо нет в ЖКХ мифических «интересов жильцов». Есть как совпадающие, так и прямо противоположные интересы жителей разных квартир, разных домов, разных кварталов, разных городов. Жителям первого этажа, например, совершенно плевать на состояние кровли, равно как жителям верхнего этажа плевать на состояние подвала. Автовладельцы с удовольствием разделят весь двор на стоянки, а пенсионеркам подавай озеленение и лавочки (алкаши, кстати, того же мнения). Некоторые жильцы непрочь превратить подъезд в сортир, другие же готовы за свой счет постелить ковровые дорожки и поставить цветы. Собственники инвестиционных квартир и пенсионеры, не имеющие наследников, совершенно  не заинтересованы в каких либо накоплениях на будущий ремонт, а молодежь об этом вообще не думает по молодости.
      Товарищество вполне способно справиться со всеми этими вопросами и без подсказок уважаемых законодателей. Если только жильцы будут выбирать из соседей трезвомыслящих членов правления.  Ибо есть вопросы, которые в принципе нельзя ставить перед жильцами-россиянами, учитывая наш менталитет. Например, если я завтра предложу проголосовать за снижение сборов на содержание и ремонт, решение будет принято на ура. Кстати, а почему бы и нет? Дожить мой век выполненных работ вполне хватит, а меньшая квартплата – приятная прибавка к бюджету пенсионера.
     За большинством законодательных изменений последнего десятилетия совершенно явно просматривается лоббирование коммерческих структур,  имеющих интересы в ЖКХ.  Но некоторые инициативы просто ставят в тупик. Ну, какое вообще дело законодателю, например, в каком порядке Товарищество распределяет по жильцам сумму, которую  дом должен собрать по договору ТСЖ с компанией вывозящей мусор? Бог с ним, что государственные комиссии по тарифам активно лезут в рыночные отношения, совершенно не долженствующие касаться государства (хватило бы здесь одной антимонопольной конторы). Но диктовать еще и перераспределение, это…
     Вообще то, мне  все равно как распределять: распределяли уже по разному, и недовольные были и будут всегда, ибо многодетной семье, обитающей в двушке, привлекательней распределение «по метражу», а одинокой пенсионерке, доживающей свой век в трехкомнатной – «по головам». Раздражает то, что закон меняется «туда-сюда» как будто они там, в Думе онанизмом занимаются - как еще можно назвать процесс, приятный только законодателю и на который отвратительно смотреть всем остальным.

     По мне, так все законотворчество в области ЖКХ болтается как гавно в проруби, ибо власть то ли никак не определиться с тем, что она хочет получить, то ли просто не знает, как это сделать. Попытка превратить жильцов в рачительных хозяев провалена государством с треском. Выстроена система, в которой жилой фонд находиться в ведении Управляющих компаний – совершенно безответственных образований (ООО с уставным капиталом 10000руб. – это стол и несколько стульев – ну очень ограниченная ответственность!).
     Решения в ЖКХ фактически принимают государственные чиновники, каждый на своём крохотном участочке «ответственности», и никто из них совершенно ничем не отвечает за то, что будет через несколько десятилетий. У семи нянек дитя без глазу, а ВСЯ ответственность в этой системе оказывается возложена на псевдособственников, фактически не влияющих ни на что. Причем ответственность эта наступит с отсрочкой, но обязательно наступит, ибо чиновник в любую эпоху одинаков – нет никаких оснований полагать, что решения, принимаемые ими сейчас, чем-то лучше чиновничьей деятельности шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, и, что ЖКХ вновь не придет к разрухе девяностых годов.
    Ну, с москвичами-то понятно: спор в народе идет только о том все ли они подготовили себе запасные аэродромы за бугром, или половина еще не «заработала» на домик в Англии. А местную власть я бы спросил – вы с москвичей пример берете, или все-таки хотите передать свои уютные кабинеты в наследство своим внукам? Тогда не стоит вести дела так, чтоб наши внуки спросили с ваших внуков за свое  жилье, пришедшее в негодность.
     Вы строите свою политику на популизме – флаг в руки. Но тогда стройте муниципальные дотационные дома с дешевой арендой для малоимущих, а не плодите псевдособственников через ипотеку. А весь немуниципальный жилой фонд должен управляться подлинными, полноправными собственниками жилья; собственниками доходных домов, сдающих квартиры в аренду; собственниками кварталов доходных домов, просчитывающими свой бизнес план на сто лет вперед.
     От законодательной «власти» следует требовать прекращения имитации законотворчества. Следует не регламентировать «мышиные» вопросы, а определить порядок финансирования ликвидации ветшающего жилья, выработать механизм реализации ст.16 Закона о приватизации, и не за счет средств, собираемых жильцами на ремонт, намеченный через десятки лет, а за счет казны.
     Мои родители получили квартиру как работники железной дороги в доме, выстроенном, как и весь поселок, крупнейшим государственным ведомством. И сейчас, кстати, не бедствующим. Почему ОАО РЖД не финансирует ремонт наших домов, но строит «шубохранилища»? Если  Москва считает нужным освободить РЖД от этой обязанности, то следует возложить её на федеральную казну и прекратить финансирование всех проектов за границами РФ до полного выполнения государством обязательств, взятых, но не исполняемых уже четверть века. Иначе, то, как государство распоряжается средствами, гарантированными законом жильцам приватизировавшим жилье, сильно напоминает деяние, которое прокуроры называют «незаконным использованием чужих средств» и другими, еще более нехорошими словами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments